Так сошлись звезды, что активная фаза реформы милиции и генеральный ремонт в квартире в моем графике начались одновременно. Поскольку каждый день проходит на два фронта, я заметила много параллелей.
Градус высок, народу много. Ремонтирующаяся квартира, как и реформа МВД, притягивает к себе злых и добрых, не всегда вменяемых соседей, капризную тещу, упрямого свекра, жадного инспектора БТИ, ленивого сантехника и требовательный банк. А еще много советчиков.
И всем им кажется, что их совет самый лучший и самый ценный, и они так обижаются, если ты к нему не прибегаешь или используешь частично. А когда обижаются, начинают поливать тебя грязью на стенгазете дома.
Самое обидное, что все хотят советовать, но мало кто готов закатить рукава и вместе с тобой пахать. Денег мало или мандат не тот. Всем до этого есть дело. Мотивация и интересы у всех разные, но никто не безразличен.
Еще есть друзья. Они подставляют тебе плечо, подают кирпичи, подстраховывают с мастерами и изредка кредитуют. В редком случае, дарят мешок цемента на день рождения. Но учитывая глобальность задачи, стоящей перед тобой задачи, их всегда недостаточно.
Текущих задач, вопросов, сомнений множество, и они валятся на тебя с неизмеримой скоростью. Демонтаж открывает новые глубины проблем с каждым отвалившимся куском штукатурки. И каждый кусок штукатурки требует дополнительного внимания, анализа, технологии восстановления и своевременного вывоза. А ты один, и помочь некому.
Дилемм много, и они разные. Учитывая, что бюджет у тебя ограничен, в стране война, надо думать не только о ремонте, но и о запасах на будущее, а денег, как всегда, нет. Что оставлять, что убирать, что перестраивать, что валить на корню и строить заново в условиях, когда бюджет пуст?
И хочется все сделать «по-людски» и на века, а можется – «чтобы крыша пока не текла».
Самые большие сомнения грызут по персоналу. Что делать со старыми кадрами? Ты знаешь, кто пашет, но бьет и пьет, кто дурит, кто затягивает сроки и кто сбегает с твоими деньгами?
Хорошие тоже есть, но их мало. Но они уже знают твою квартиру как облупленную, и, в крайнем случае, могут экстренно ликвидировать течь или залатать очередную дырку. Хочется новых – грамотных, мудрых, честных и долгосрочных. Но где их взять? Как обучить? А будут ли они отличаться от старых? Или они только выглядят лучше? А если они стоят дороже, где взять на них денег и у кого занять на новую рабочую форму?
А время не ждет. Семья почти на улице, нужно навести порядок, чтоб можно было жить лучше, чтоб хотелось возвращаться домой и чтобы соседи не злились на постоянные потопы. А ты понимаешь, что денег нет и профессионалов тоже, но в то же время, если не сделать ремонт сейчас, то завалится весь дом и пострадают все, включая соседнюю улицу.
Все проблемы решаемы. Не сразу, но решаемы. Решаемы они при единственном условии – если ты знаешь, кто будет жить в этой квартире и кому все это нужно. Будет ли там жить большая шумная семья или легкомысленный холостяк.
В ремонте нужно всегда возвращаться к вопросу – каковы потребности будущих жильцов. Так и в реформе – для кого ты ее делаешь и кто «будет жить» с твоей новой полицией. С ремонтом мне просто ответить на этот вопрос, а вот с реформой – нет.
Невозможно довести до логического конца реформу, если не знать для каких граждан мы ее делаем.
Это граждане, которые хотят по-прежнему нарушать правила и ездить на красный свет или останавливаться пропустить пешеходов? Граждане, которые будут искать, кому заплатить взятку или следовать правилам? Граждане, которые будут платить налоги или от них уклоняться?
Нам, как гражданам, надо определиться, кем мы хотим быть и идти (или хотя бы лежать) в этом направлении. А то, как рассказывают гаишники, водители бахвалятся про «надо начинать с себя и жить по-честному» пока не видят суммы штрафа.
Иначе нам никакая реформа, сделанная руками и головами лучших мировых специалистов, не поможет.