Недавно кто-то анонимно в фейсбуке решил якобы раскрыть все проколы в подготовке новых полицейских в Киеве — по пунктам, на грамотном языке, со старательным фотошопом картинки.
Народ кинулся радостно распространять: «опять все плохо», «МВД снова лажает», «все пропало». В критике подготовки новых патрульных есть доля рационального зерна, но в контексте глобальности готовящихся изменений, эти замечания — космическая пыль пропаганды, в которой смешана правда с манипуляциями.
Меня не перестает удивлять тот задор, с которым некоторые граждане распространяют любую критику, как будто только и ищут подтверждения своей картине мира, наполненной негативными сценариями.
Я ежедневно и очень пристально слежу за тем, как происходит подготовка кадетов новой патрульной службы, общаюсь с ними и их инструкторами, вижу как они работают на занятиях. И с этой позиции мне хочется ответить рьяным критикам этой реформы: «Вам шашечки или ехать?»
Процесс подготовки новых полицейских действительно не идеален и действительно имеет много пространства для усовершенствования. Я часто ловлю себя на мысли, что тут надо было бы получше, поглубже или поинтенсивнее. Но каждый раз, когда мой внутренний критик начинает критиковать, я говорю ему: «Во-первых, наконец-то кто-то пришел и начал с людей – с человеческого капитала«.
Прежние попытки в основном сводились к смене формулировок в бумагах и законах. Сейчас же готовится армия агентов изменений, и через месяц-второй эта армия выйдет на улицу. Если с бумажками всегда можно найти компромисс, то с такой армией назад дороги нет.
И в большинстве своем эта армия очень достойна. Сама выбирала в составе комиссий, в которых работали и дотошные милиционеры, и требовательные психологи, и крайне требовательные представители общественных организаций.
Во-вторых, время нам не друг. Нам нужно показать результат – видимый и осязаемый уже сейчас. Чтоб украинцы, включая нас самих, поверили, что даже с таким монстром как МВД можно что-то сделать. И чем быстрее мы это сделаем, тем дальше мы сможем уйти в своих реформаторских начинаниях. И «подпитываться» этими историями успеха в грядущих переменах, а не ныть, что костюмчик плохо сидит.
В-третьих,. Перфекционистов много, критиков тоже. Они имеют право на существование и иногда бывают полезными. Но это тот случай, когда актуальна английская поговорка «лучше сделано, чем идеально».
В-четвертых, параметры идеала очень размыты и относительны. Идеальность нынешнего процесса подготовки зависит от угла зрения. Если смотреть на нее с точки зрения зрелых и хорошо налаженных полицейских систем, то нынешняя подготовка действительно не идеальна.
Если же глянуть на нее в контексте того, что преподавалось ранее на пост-советском пространстве, то она более чем прогрессивна — практична, концентрирована, инновационна.
В общем и целом этот проект реализуется лучшим составом инструкторов, чем учебный процесс в любом из милицейских училищ и даже академий.
Практики отбора новых кадров вообще сложно сравнивать, особенно по такому критерию как прозрачность.
В-пятых, скорость этой реформы космическая, особенно если сравнить все предыдущие попытки. Старцы в МВД раньше часто хихикали в кулуарах «Нас уже 20 лет реформируют. Мы привыкли. Реформируйте что хотите, но денег нет».
Сейчас они так не шутят. Части из них уже уволилась, а те, что остались, понимают – «либо ты включаешься в поток изменений, либо сходишь с дистанции».
За первые 4 месяца была разработана и протестирована качественно новая и очень трудоемкая система отбора персонала, разработана и апробирована новая программа подготовки патрульных, отобран новый состав инструкторов – как старых из вузов МВД, так и новых – из НПО (неправительственных организаций) и бизнеса.
А еще подготовлены инструкторы по тактической подготовке с качественно новым уровнем знаний и навыков, разработаны новые законопроекты и стандартные операционные процедуры. Запущен процесс отбора в четырех городах-миллионниках.
Если честно, то такие планы разрабатываются и реализовываются годами. В Украине это происходит за считанные месяцы.
Я отдаю себе отчет, что этот текст – слишком высокая доза клинического оптимизма для многих. Я хочу, чтоб мы учились не только видеть плохое и критиковать, но и замечать хорошее и поддерживать друг друга в стоящих делах.
Мы, украинцы, все время привыкли ныть, жаловаться и сетовать на судьбу. Мы привыкли делать выводы на основании лишь поверхностной информации, собственных взглядов и убеждений, не желая признавать их ограниченность.
Мы привыкли обесценивать чужой труд и подозревать друг друга в корыстных мотивах.
Но настало новое время. Переломный момент, который решает, в какой стране мы будем жить завтра.
Это время, когда нет места нытью, безапелляционной критике и возгласам про «все пропало». Это время сотворчества нашего общего будущего.
Время, когда мы не имеем морального права критиковать, пока не попытались что-то улучшить сами. Если вам действительно не все равно, начните критику с официального двухстороннего конструктивного диалога с «системой».
Нам надо научиться ценить то, что делается колоссальными усилиями очень небольшой команды. Ценить и поддерживать. Подсказывать и помогать.
Вместо критики предлагать свои решения и подставлять плечо. Нам просто нужно взять узду и скакать вперед на этой лошади возможностей, что есть силы. Не оглядываясь.
Если не прорвемся в этот раз, наши дети будут ждать нового окна возможностей еще лет семьдесят. Это мелочи для вселенной, но недопустимо долго для одной нашей жизни.
Одни тратят ее на критику, другие на конструктивные действия – две философии, которые дают совершенно разные результаты для человека и для страны.