Посетив фестиваль городских инициатив ПроМісто, на котором я познакомилась с проектом Код Города и вдохновилась историями двух киевских парков – Наталка на Оболони и сквера Самосад на Подоле, я подумала, как здорово, что киевские власти поддерживают инициативы горожан. Наконец стали учитывать мнение и потенциал местных людей, которые сами понимают, что им надо и как им будет лучше.
Дома же меня ждала горькая реальность.
Вчера вечером строители отгородили целлофановой лентой зону ремонтных работ на входе в самый большой черниговский парк – Горсад. Сегодня утром там уже рабочие на тракторе снимали большой слой асфальта.
Я не знаю, что планируют реконструировать местные власти в Горсаду. И пока не понимаю, поддерживаю ли эти начинания или нет. Но знаю одно – то, что жителей города не проинформировали о планах на наше общее городское пространство — это, безусловно, минус власти.
Раньше в Горсаду рядом с фонтанами была большая ровная площадка, на которой после долгих дискуссий все же были установлены американские горки, якобы для того, чтоб диверсифицировать целевую аудиторию посетителей и увеличить прибыль развлекательного парка.
Мы с семьей ходим мимо этого аттракциона несколько раз в день. Он уродлив. Он занимает много общественного пространства, им практически никто не пользуется. Я уверена, что он убыточен.
Я помню, как на этом месте еще несколько лет назад летом люди запускали воздушных змеев и бумеранги, играли в футбол, а зимой – дети с радостью катались на санках.
Теперь это место мертвое, и оно пожирает ресурсы на охрану и техобслуживание, ничего не принося городу взамен.
Просто потому, что решение о его использовании было принято за закрытыми дверями, без изучения потребностей и желаний горожан.
На данный момент большой и красивый парк — это лоскутное одеяло из старых, пешеходных дорожек, сбитых на скорую руку лавочек, на которых красуется реклама кандидатов в депутаты, песочницы с площадкой Рошен, которая по каким-то причинам работает только в часы открытия аттракционов, замечательной спортивной площадки с тренажерами.
А еще кучи сезонных палаток по типу «кофе-мороженое-сладкая вата», неухоженных клумб, неработающих фонтанов и бездарных аттракционов, нещадно и бессистемно оккупировавших зеленые части парка.
Центральное пространство рядом с фонтанами заполнено некрасивыми шатрами приезжих цирков и сценой. Все это «добро» полностью перегораживает проходы к центральной аллее. Поэтому люди прокладывают кратчайший путь и вытаптывают траву в центральной части вокруг фонтанов.
Ощущение, что из парка для спорта и досуга Горсад постепенно превращается в базар местного значения для заработка, а не отдыха, как должно быть.
Я боюсь, что со входом в Горсад будет то же самое.
Мне не понятно, почему ремонт асфальтного покрытия начался с центрального входа, где он был в самом хорошем состоянии, а не с дыр и дефектов на главной дороге, ведущей к Десне.
Никого не заботит вечная лужа прямо в центре этой дороги, которая появляется из-за того, что элементарно нет слива. Дорога разрушается, но городские власти при этом заботит целый и невредимый вход.
Власти готовы делать косметический ремонт на показ, но не готовы заняться стратегическим планированием парка и системным решением таких проблем как: вывоз мусора, парковка для машин, повышение культуры отдыха горожан, что, конечно, снизит количество пластика и полиэтилена на дорожках парка. замусоренное пластиком и полиэтиленом пространство. Сейчас же политика городской администрации в отношении парка дает четко понять горожанам, что это территория, которая должна приносить деньги.
Городское пространство должно проектироваться для жизни горожан.
Бетонная плитка, неуклюжие фонтаны, прямолинейно расчерченные дорожки и аллеи – весь этот пафос, кажется, создавался исключительно для воскресного променада.
Парк – это не только место для галочки в планах местных властей или рекламная площадь политических партий. Парк — это отдых на каждый день.
Это пространство для ежедневной игры детей, спортивных ивентов и общественных мероприятий.
А еще парк – это то место, где между людьми появляются горизонтальные связи, это там мы чувствуем себя громадой. Общаясь друг с другом в непринужденной обстановке парка, мы можем точно дать ответ на вопрос: «Кто такие жители Чернигова и чего они хотят?».
Помимо критики в отношении того, как городские власти принимают решения, я все же хочу отметить позитивные решения. Например, в Горсаду установили фонари и спортивные площадки.
Но я думаю, что сегодняшний прецедент – это только начало диалога. И этот диалог зависит от того, насколько небезразличны мои соседи по городу к тому, как выглядит и используется наша общая территория.
Общественные обсуждения будут занимать у городской власти больше времени, чем обмен подписями между чиновниками, но это позволит сделать городские проекты более качественными, ориентированными на людей.
Кажется, именно так должна выглядеть децентрализация и местное самоуправление. И хочется верить, что мы как общество к этому готовы. Осталась малость – объяснить это чиновникам и объединить усилия местной громады на заботу о собственном жизненном пространстве.
Качество жизни – это не только ремонт в собственном доме и дворе, но еще и способность влиять на власть и принимаемые ею решения. Именно с этого начинается ответственность граждан.
Когда твой город действительно становится твоим домом со всеми его инфраструктурами и проблемами.
Когда парк – не базар и не дача высокопоставленного чиновника, а место, где живут, растут, стареют, влюбляются и занимаются спортом все поколения горожан.