Самой большой трудностью в реформе медицинских услуг будет не законодательство и не финансирование
11 месяцев еженедельных дискуссий и проб наладить внутреннее обучение для медперсонала в Охматдете привели меня к нескольким неожиданным выводам о том, почему самой большой трудностью в реформе медицинских услуг будет не законодательство и не финансирование.
Самым большим вызовом, как и во всех других реформах, будет изменить поведение сотрудников внутри больниц. Единственный способ – обучить их. Но это непросто.
Мы имеем дело с людьми, травмированными плохим образованием и очень плохим опытом повышения квалификации. Пока эти травмы не будут проработаны, методы и смыслы не приобретут новых форм, а способы работы с взрослыми не проникнут в практику преподающих, мы будем биться головой о стену непонимания и саботажа. Биться и ругать их. Вместо того чтобы менять свои подходы в преподавательской работе.
За время пробного обучения коммуникациям персонала больницы мы прошлись по всему спектру реакций: от полного сопротивления и отказа до доверия и открытости к новому.
Сначала я сильно расстраивалась – ведь мы предлагали нескольким отделениям больницы поучиться у лучших. Мы делали им подарок в виде занятий об эмоциональном разуме, работе со стрессом и разговорах о смерти, а они вежливо отказывались, искренне не понимая зачем, или открыто саботировали. Мы продолжали причинять добро, не получая ни энтузиазма, ни благодарности. В момент, когда мы выгорели и были готовы сдаться, я поняла, в чем дело.
Медики привыкли, что под названием «обучение» им преподносили плохие привычки
В этом пути от полного невосприятия к сотворчеству между пациентской организацией и врачами у меня сложилось впечатление, что они не хотят учиться не потому, что закрытые или плохие люди, и не потому, что у них короны на головах.
Они не хотят учиться потому, что в их мире устаревшего содержания и бессмысленных лет в медвузах и училищах обучение было настолько низкого качества, что они с опаской смотрят на любые пробы.
Медики привыкли к тому, что под названием «обучение» им преподносили плохие привычки, некомпетентность, низкопробную демонстрацию чужого «ума и красоты», устаревшие знания, открытую рекламу препаратов фармкомпаниями или конфликт интересов на «специализированных» конференциях, финансируемых заинтересованными компаниями. То есть все что угодно, кроме самого обучения, позволяющего усовершенствовать мастерство, трансформировать понимание или попрактиковать новые навыки в безопасных условиях аудитории.
Они привыкли, что их, как стаю, загоняли в актовые залы промыть мозги. Привыкли, что обучение – монолог без возможности участвовать. Привыкли сидеть со стеклянными глазами и делать вид, что слушают. Привыкли абстрагироваться от всего этого «образовательного» треша.
Они привыкли к отвратительным презентациям в powerpoint с откровенно плохим и не дружелюбным дизайном без учета интересов аудитории. Презентациями с цитатами умных людей, картинками из клипарта и, самое главное, малой связью с реальными потребностями и интересами.
Неудивительно, ведь в начале 2000-х учебные учреждения рьяно рапортовали об использовании IТ и инновационных методах, собирая цифры о количестве презентаций в пауерпоинте для минобразования. И эти бесконечные гигабиты плохих, но зато электронных презентаций, «убивали» интерес слушателей к темам и предметам.
Чтобы изменить культуру взаимодействия с пациентами, а также качество лечения и ухода в украинских больницах важно начать кардинально менять качество преподавания в медицинских училищах и ВУЗах, а также – создать возможности для содержательного, а не просто формального, повышения квалификации и культуру постоянного обучения на рабочем месте.
После 11 месяцев проб и ошибок, удалось провести 24 занятия для персонала всех реанимаций Охматдета и других отделений. Под конец обучения даже те, кто сопротивлялся в начале, поблагодарили и попросили еще. Они сказали, что у них появился голод на обучение, и это стало самой большой победой.
Критично важно обучать инструкторов и преподавателей работе с взрослыми – старые директивные и монологовые методы не работают.
Чтобы создать безопасное пространство для диалога необходимо выстраивать программы с высоким составом практических упражнений, они позволят вовлечь участников, а вовлечение – лучший способ повысить эффективность занятий.
Самым важным компонентом, позволившим нам завоевать и удерживать внимание этой непростой аудитории, стала работа с историями из практики участников и разбор их собственных кейсов.
Врачей и медсестер не нужно учить свысока. Нужно привносить все больше качественной фасилитации в сложные разговоры о правах пациентов, о личных границах, об уважении и принятии, о культуре коммуникации и авторитаризме во врачебной практике. Потому что авторитаризмом преподавательским авторитаризм врачебный не лечится.
Источник на НовоеВремя