Им достался непростой кусок работы — заменить старую и изжившую себя систему медицинского феодализма на новые правила игры. Я надеюсь, что у кого-то хватит ума сохранить эту команду
Старик Адизес на лекции в киевском кукольном театре перед аудиторией топ-менеджеров много лет назад поделился историей о том, что когда беседует с управленцами из бывшего СССР, они часто объясняют успехи и неудачи терминами «повезло» и «не получилось». Это словно обезличивает тех, кто творит изменения, обесценивает усилия и в то же время освобождает от ответственности или признания самого вклада в победу или поражение. Системная работа в реформах часто остается незаметной на уровне «повезло», а неудачи списываются на «не получилось». Но за каждым успехом или неудачей всегда есть люди, их решения и действия.
Шесть лет реформ показали, что быть хорошим Дон Кихотом, пришедшим совершать подвиги в виде реформ, недостаточно.
Таких людей в истории реформ было много. У них была хорошая репутация, огненное желание творить чудеса, энтузиазм и трудоспособность. Приход каждого добавлял оптимизма в копилку социальных ожиданий, а уход — разочарования. Разовые походы во власть творить перемены в одиночку часто заканчивались выгоранием и увольнением — по своей или чужой воле. Ну, «не получилось».
Системные и долгосрочные изменения удалось сотворить тем, кто пришел надолго и смог сформировать команды. Причем не просто привести свою команду, но найти и собрать соответствующих по канонам лучших рекрутинговых практик. Собрать по критерию профессионализма и порядочности, а не личной лояльности и политической пронырливости. И это не про «повезло», это про людей, их отбор, решения и действия.
По роли своей профессиональной, преподавательской работы и активизма я близко сталкивалась с командами Минздрава, НСЗУ и полиции. Патрульную полицию я помогала строить с нуля. Минздрав времен Супрун стал партнером в продвижении идей человечности и открытых реанимаций, а уже после ухода бывшего министра через меня, как преподавателя, прошло много сотрудников разных уровней. Со многими из команды НСЗУ я пересекалась в контексте Нацсовета реформ, учебы в Могилянке, работы над #пуститевреанимацию и другими социальными проектами. Я видела и испытывала этих людей на прочность в деле.
И патрульная полиция, и Минздрав, и НСЗУ институционально имеют несколько отличий от других институтов, которые более неповоротливы на пути реформ. Их отличает профессиональный отбор, цельность команд и визионерское лидерство. Все они провели большую hr-работу по поиску и рекрутингу новых людей и построили себя с нуля. Не лепили из того, что было, а замесили свежую глину и успели выстроить из нее фундамент.
Новых людей, вдохновленных новыми лидерами с ценностями и видением, просеивали через фильтры профессионализма и умения учиться. На выходе получились достаточно цельные команды грамотных и порядочных людей, которые вместе творят системные изменения. Не быстрые тактические ходы попиариться, не латки на постоянно образующихся разрывах, а долгосрочные изменения. Отстроенные команды для игры вдолгую.
Я пристально слежу за работой НСЗУ и заметила, что их подход к подбору людей, принятию решений и конкретные шаги позволяют раскодировать восточноевропейское обезличенное «повезло» на такие элементы:
Правила игры, порядочность и политическая незаангажированность.
Им достался непростой кусок работы — заменить старую и изжившую себя систему медицинского феодализма на новые правила игры. Делать это в условиях, когда старые князьки сопротивляются коренным переменам на поле регулирования и финансирования медицины — большой вызов. И Петренко, и Мовчан, и команда с достоинством вели себя все эти годы. Они выстояли политическую турбулентность и смогли выстроить островок порядочности и здравого смысла в бушующем океане политики и коррупции особого сорта — медицинского.
Командная работа и профессионализм на перекрестке здравоохранения, экономики и финансов.
За несколько лет работы им удалось очень быстро и комплексно справиться с множеством вызовов на разных уровнях:
Подготовить юридическую базу для нововведений в условиях очень застаревшей, декларативной и не имеющей связи с реальностью законодательной базы.
Посчитать стоимость услуг в системе, которая жила на безразмерных дотациях, размазанных по мифическим койкоместам. В системе, экономика которой строилась на взятках и благодарностях, культивирующих коррупцию из смеси страха, вины и благодарности, а государственное финансирование шло в никуда.
Интегрировать лучшие практики доказательной медицины и менеджмента здравоохранения в стандарты предоставления помощи в систему, в которой пациент был лишь телом и карманом, а понятия качества или услуги отсутствовали.
Поставить пациента и его интересы в центр и построить фундамент качественно новой системы взаимоотношений между пациентом и врачом — более прозрачной, понятной и уважительной. На месте старой системы, где ни врач, ни пациент не защищены, где недоверие к медикам и в то же время зависимость от них лежат в основе нездоровых отношений с пациентами.
Создать систему работы с большими данными и сбора информации, чтобы принимать решения, основываясь на цифрах вместо привычного регулирования оплат в ручном режиме. И сделать эти данные открытыми для анализа и контроля. Мозговзрываемо!
Продумать не только требования к минимальным стандартам работы больниц, но и запустить учебные программы для повышения культуры и перемен для людей внутри системы. Ведь грамотно выстроенное обучение — залог поведенческих и мировоззренческих изменений внутри, приводящих к реальной трансформации на всех уровнях.
Колоссальная работа в коммуникациях и общественной вовлеченности в реформу.
В условиях очень агрессивного информполя им удалось проделать большую работу в коммуникациях с разными целевыми аудиториями. На понятном языке пояснить миллионам граждан сложные нововведения. Объездить все регионы и выстроить диалог с медицинскими сообществами и коллективами. Почти никому еще не удалось так системно выстроить коммуникации реформы, как сделали это ребята из НСЗУ. Выстроить двусторонние коммуникации — это не только про вещать, но и слышать. Слышать и учитывать разные голоса.
Я не знаю, в каких ценностях и видении новый министр не сошелся с уже отобранными по конкурсу кандидатами на должность главы НСЗУ. Но я точно знаю — мне, как гражданину и пациенту, очень подходит видение, ценности, работоспособность и профессионализм команды Нацслужбы, чьи представители были отобраны в конкурентной борьбе.
Я надеюсь, что у кого-то хватит ума сохранить эту команду и институциональную способность, а не похерить все усилия. Чтобы «повезло», доставшееся от предшественников в виде хорошо функционирующего института, не превратить в провал с привычным «не получилось».
Оригинал на НовоеВремя