Фрики или смерть школы? Почему украинцы массово переходят на домашнее образование

В Украине все больше школьников выбирают обучение на дому. Однако порой ни дети, ни их родители не понимают, на что они идут

Фото: imena.guru

Хоумскулинг, или домашнее образование, сегодня переживает настоящий бум. По данным МОН, сегодня в Украине детей, находящихся на таком обучении, насчитывается более 54 тыс., в том числе свыше 10 тыс. в столице. Так почему же родители забирают своих детей из традиционных школ?

Школа, прощай!

Хоумскулинг — это обучение ребенка в семье силами родителей, иногда — с привлечением профессиональных учителей. Основная особенность мирового семейного образования в том, что учебную программу и ее наполнение определяет семья ученика. У нас все по-другому: дети учатся в семье по программе государственного стандарта, которую родители не имеют права оспаривать, но имеют возможность дополнять и расширять, поскольку МОН требует выполнения госстандарта.

По словам главы ОО «Горизонталі. Освітній експеримент» и преподавателя Киевской школы экономики Анастасии Леухиной, сын которой уже шесть лет обучается на дому, есть несколько причин, из-за которых родители во всем мире, и в Украине в том числе, выбирают домашнее обучение. Основная — это недовольство тем качеством знаний, которое дети получают в современных школах.

Статистика говорит сама за себя: к примеру, в этом году 16% школьников не сдали ВНО по украинскому языку и литературе. Некоторые родители не имеют претензий к уровню образования, но им не нравится общая обстановка, царящая в современных школах, в первую очередь грубость педагогов, нездоровая эмоциональная атмосфера и буллинг. Или же они хотят сами заниматься формированием индивидуального обучения для своего ребенка. Очень высок процент людей, которые переводят детей на домашнее образование по религиозным причинам. Также не стоит сбрасывать со счетов детей, которые быстро усваивают материал, и тех, которые изучают его в более медленном темпе. Зачастую в классе такие ученики становятся изгоями, и родители просто вынуждены забрать их из школы. В последнее время появилась тенденция перевода на домашнее обучение учеников 10-11 классов, чтобы они смогли сфокусироваться на подготовке к ВНО по тем предметам, которые для них важны.

Как это работает?

Семейное обучение и индивидуальная образовательная траектория прописаны в новом Законе «Об образовании», а механизм его работы — в недавно принятом положении «Об индивидуальном обучении». Согласно этим документам теперь, чтобы организовать семейное обучение на дому, достаточно принести соответствующее заявление в школу по месту регистрации. Директор обязан его принять, а после этого преподаватели должны помочь составить учебный план и провести с родителями и их ребенком консультацию.

В законе прописаны три формы индивидуального обучения: педагогический патронаж, который предусматривает сопровождение педагога от школы, экстернат и семейное образование. Два последних включают в себя только консультации и оценки. На первый взгляд, хоумскулинг и экстернат очень похожи между собой. И многие родители не видят в них принципиальной разницы. Однако бывший министр образования и науки Лилия Гриневич, в чью каденцию был принят закон, четко разграничивает эти два понятия. По ее словам, разница в том, что на семейное образование имеют право все, а вот возможность обучать своего ребенка экстерном нужно доказывать, ведь он ориентирован лишь на определенную категорию лиц. К примеру, на детей-вундеркиндов, которые могут освоить программу быстрее своих сверстников. Или же на детей, живущих на неподконтрольных территориях и желающих получить украинский аттестат о школьном образовании. Это в идеале. А на практике все немного по-другому.

Большинство традиционных школ вообще не хотят ничего менять. Ведь в основном они работают с семьями, которые предпочитают традиционное образование и не до конца понимают, как сотрудничать с хоумскулерами. А также они боятся остаться крайними в случае возникновения проблем, к примеру, если ребенок не сдаст экзамены. Поэтому контроль — это первый камень преткновения между школой и родителями, чьи дети перешли на домашнее образование. В новом положении зафиксировано, что «домашников» отныне будет проверять Служба по делам детей, чьей основной функцией является контроль неблагополучных семей. Большинству родителей это не нравится, и их можно понять. Ведь по логике МОН теперь получается, что все желающие уйти из школы — неадекватные маргиналы. Хотя, по мнению учителей, работающих с хоумскулерами, процент ответственных родителей среди них на порядок выше среднестатистического в школах. «Если у директора или учителя есть подозрения в насилии или злоупотреблении со стороны родителей, то они должны разбираться с каждым конкретным случаем вместе с соответствующими службами. А не возводить исключения в ранг правил», — отмечает Анастасия Леухина.

Второй важный момент — оценка знаний ученика. По закону они должны соответствовать госстандарту и проверяться не реже четырех раз в год. Но и здесь не все просто. «К примеру, — рассказывает Леухина, — чтобы показать, что он усвоил материал, мой ребенок должен сдать контрольных больше, чем тот, который учится в школе. А если говорить о конкретных цифрах, то за первые три месяца учебного года он должен написать 38 контрольных работ по разным предметам. А учащиеся в школе за этот же период времени сдают всего 15–20 контрольных. Согласитесь, это большой кусок работы, который надо выполнять». Получается, что этой частотой МОН лишний раз подчеркивает свое недоверие к индивидуальной форме обучения.

В новом положении четко прописано, что если ребенок сдаст экзамены неудовлетворительно, то педсовет может рекомендовать родителям отдать его обратно в школу. По словам Леухиной, чтобы избежать таких прецедентов, нужно развивать методику сопровождения хоумскулеров. «Одно дело, когда ты приходишь и сдаешь контрольные учителю, который не понимает, почему ты ушел из школы. И совсем другое — сдавать их учителю, который работает с такими детьми», — объясняет она.

Третий спорный вопрос — это финансирование системы. В новом положении очень мало часов отведено на практические занятия и консультации с хоумскулерами. Да и сами учителя финансово не заинтересованы заниматься с такими детьми. «Мы не используем те финансовые ресурсы, которые отправляются в школы за счет наших налогов. Было бы хорошо, чтобы могли использовать. Мы, на самом деле, очень выгодны для всех. Для нас не надо убирать классы, отапливать помещения и ремонтировать крыши. Нам всего лишь нужен аттестат, чтобы можно было сдавать ВНО и поступать дальше. А также редкий и качественный контакт с учителями для поддержки, да и то не всем. Я никогда не понимала, почему государство дает деньги на контроль, но не выделяет средства на консультации этих детей по каким-то предметам», — рассказывает Леухина.

Обучение не для всех

С другой стороны, переходя на домашнее обучение, родители порой не отдают себе отчет в том, насколько это серьезно. Ведь такое решение кардинально меняет жизнь не только ребенка, но и всей семьи. И если мама или папа не готовы уделять своему отпрыску дополнительное время и учиться вместе с ним, то, скорее всего, этот метод не для них. «Мой сын шесть лет обучается на дому, — отмечает Леухина, — и первые три года для нас были не самыми легкими. Мы вместе с ним методом проб и ошибок искали оптимальную и эффективную форму обучения, выстраивали его рабочий график и расставляли приоритеты. Многие родители считают, что если они уйдут из школы и наймут массу репетиторов по каждому предмету, то это решит все их проблемы. Хочу их разочаровать — так это не работает».

Родители должны быть активными участниками учебного процесса. Отслеживать, что лучше помогает их ребенку усваивать материал, а что хуже. И, если необходимо, в процессе менять подход к обучению. Ведь главной проблемой для тех, кто перешел на домашнюю форму обучения, являются механизмы ответственности в рамках полной свободы. «Я отношусь к тем людям, которые безумно счастливы, что их дети ушли из школы и обучаются на дому», — говорит Леухина. — Все неудобства и ответственность компенсируются свободой и эмоциональным комфортом. Хотя, конечно же, вопросы, как поддерживать и контролировать ребенка, никуда не деваются. И родители решают их по-разному. Многие дети самостоятельно проходят учебную программу, причем делают это гораздо быстрее, чем в школе. И это высвобождает огромное количество времени, которое мой ребенок тратит на то, что для него важно, — занятия музыкой и спортом».

Часто после домашнего обучения дети возвращаются в школу. И это нормально, ведь хоумскулинг важно рассматривать не как побег раз и навсегда, а как один из вариантов учебы. Основные причины, по которым дети возвращаются в школу, — им нужен коллектив или же родители не выдерживают ответственности и нагрузки. К сожалению, ни к труду, ни к тратам, ни к ответственности за образование своих детей наше общество в своем большинстве пока еще не созрело. Да и в самых продвинутых странах, поддерживающих домашнее обучение, в том числе и деньгами, количество хоумскулеров не превышает 2–3%. В Украине нынче 1% детей обучаются дома, а отношение в обществе к этому виду образования неоднозначное. Согласно опросу, проведенному компанией GFK для образовательной платформы «Освітній експеримент» в 2018 г., 59% украинцев вообще ничего не знают о домашнем образовании. И только 17% населения позитивно относятся к идее обучать детей дома.

Марина СИТНИК для ДеловаяСтолица

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*