Президент издал указ «О мерах дополнительных гарантий отдельным категориям граждан» с прицелом на участников АТО.
Шаг понятен – надо коммуницировать армии и ее семьям, что власть заботится, выглядеть добрым и обходительным. Но для меня этот шаг – это смесь очень дорогого, не эффективного популизма и жестокого обмана. Во-первых, он не будет работать потому, что система социальной защиты нынче не работает в принципе. Во-вторых, любая внеконкурсность для получения образования (которую обещает президентский указ) это вред для общества, привыкшего к благам, льготам, привилегиям. Этот указ не поможет воинам.
Он поможет тем, кто сможет заработать себе состояния на справках, корешках и удостоверениях о службе в зоне АТО. Достаточно посмотреть на статистику роста чернобыльских удостоверений в 90-х и сомнительность их происхождения после внесения чернобыльских ликвидаторов в категорию граждан, попавших под этот закон, и все станет ясно.
Я пишу эти строки с полной ответственностью, поскольку живу в семье с инвалидами и участниками войны, попадающими под тот самый закон «О статусе ветеранов».
Этот закон де-факто не работает, и расширять количество лиц, претендующих на эту соцзащиту, в долгосрочной перспективе приведет к увеличению количества недовольных, не обслуженных государством и не защищенных граждан.
Блага в виде бесплатного проезда в транспорте, бесплатного медобслуживания или установки памятника за счет государства на деле не доступны, потому, что маршрутникам не компенсирует бюджет за бесплатный проезд, система установки памятников и кладбищ настолько коррумпирована, что найти концы в ней очень сложно.
Я уже пять лет не могу добиться установления памятника своему деду — Герою СССР. Об уходе за могилами вообще молчок, и не понятно получают ли кладбища какое-то финансирование или нет, но он предусмотрен тем самым законом.
Со льготами на коммунальные услуги тоже не всегда все прозрачно.
Еще недавно моей бабушке (вдове, попадающей под действие этого закона и имеющей право на 100% льготы) Киевская администрация выставляла счета с полными суммами и письменно обосновывала правильность таких начислений, а ОСББ – продолжает это делать и по сей день – потому что отношения эти не урегулированы. Никто толком не может обяснить, как оформляется 100% льгота на взнос в ОСББ.
Из каких ресурсов нанимать адвоката, который будет отстаивать «взимание у государства» этих самых прав и льгот не понятно, ибо пенсии у этих людей вовсе не велики.
С лекарствами и медобслуживанием тоже все плохо. Бесплатными лекарствами отечественная медицина этих льготников не обеспечивает, хотя по закону – должна.
А список лекарств, которые теоретически и должны закупаться за бюджетные средства, по каким-то причинам очень редко включает те препараты, которые нужны конкретному человеку. Чтоб ходить, писать, добиваться, выстаивать очереди на оформление бумаг (в частности на протезы или сами лекарства), нужно нанять штат людей – потому что все как всегда делается трудно, в разных местах и ценой огромных временных потерь и собиранием множества бумажек.
Положения закона, касающиеся трудовых отношений, тоже не терпят никакой критики в условиях: (а) рыночной экономики – нельзя заставить предприятие оставить себе в штате сотрудника при сокращении только потому, что он был участником боевых действий и (б) судебного бардака – когда предприятия могут нарушать трудовое законодательство вдоль и поперек и знать, что им за это ничего не будет.
Об обеспечении жилплощадью в нынешних условиях вообще грех говорить, чтоб не вспомнить советский анекдот: «Я имею право? Да, имеете. Я могу? Нет, не можете».
Что касается образования, то введение любых льгот и лазеек для прохода в ВУЗ без конкурса больше всего вредит экономической конкурентоспособности страны. В студенческие годы я прочувствовала, что качество преподавательского состава важно, но качество студенческого – важнее.
Однокурсники создают ту самую конкурентную среду, которая движет техническим прогрессом и профессиональным ростом. Образовательные льготы будут убивать эту среду.
Во что превратится сама Администрация Президента, если ее обязать брать на работу льготные категории граждан вне конкурса, которые льготно закончили университет?
Нам нужно перестать относиться к высшему образованию как к праву. Высшее образование за бюджетный счет это привилегия, которую нужно заслужить собственными способностями и работой головой, а не корочкой. Высшее образование не может быть платой за страдание в зоне АТО. Это инвестиция в конкурентоспособность страны, но не компенсация за моральный ущерб от войны.
Если Вы, господин президент, хотите дать образование солдатам, создайте фонд в рамках финансирования обороны (а не за счет общего бюджета на образование) и давайте стипендии абитуриентам на обучение в ВУЗах, когда они в них поступят.
Иначе как они будут учиться, если они не в состоянии сдать школьную программу? Но не нужно отбирать бюджетные места у детей, которые отпахали в школе, чтоб отдать их тем, кто не учился. Смешивать государственную благотворительность с качеством образования это все равно, что рыбу добавлять в мясные котлеты.
По сути, из всех перечисленных в законе преимуществ можно разве что без очереди что-то где-то покупать, но на деле это входит в конфликт с правами других потребителей и не является большим благом.
Можно, конечно, без очереди телефон дома установить, но это явно анахронизм в условиях доступной мобильной связи. Достойно ли это быть признанием и компенсацией за те подвиги и жертвы, на которые приходилось идти воинам АТО?
Я не хочу, чтоб мой новый Президент занимался популизмом уровня компартии, оставшейся в прошлом благодаря выборам.
Чтоб позаботиться об участниках боевых действий и их семьях, а не создавать видимость, издавая жалостливые указы, нужно немного.
Первое — создать систему налогообложения, стимулирующую развитие бизнеса, чтоб был хороший приток налогов, которые позволят платить за все прелести социальной защиты.
Второе — сделать суды самыми справедливыми без кавычек.
И третье — выдавать все деньгами лично в руки, а не делать вид, что все «имеют право, но не могут» и разворовывать под этим соусом бюджет.